Особо ценное имущество

Бюджетные и автономные организации различного уровня (от федерального до муниципального), равно как и другие виды компаний, сталкиваются с имущественными вопросами. Однако в данном случае существует своя специфика. Фактически, собственником имущества выступает не сама организация, но государство (для федерального уровня), субъект РФ (региональный) или муниципалитет (муниципальный). Соответственно, сама организация не обладает правом распоряжения закреплённым имуществом без официального разрешения. Без официальных документов невозможно и распоряжение имуществом, приобретённым на средства собственника. То есть, собственность казённых учреждений не может быть отчуждена, например, без необходимой официальной бумаги.

 

Любыми другими объектами, которыми организация оперативно управляет, и по которым не предусмотрено никаких законодательных регулирующих актов, организация может распоряжаться самостоятельно без документально подтверждённых разрешений инстанции выше. Данный момент урегулирован статьями ГК РФ.

 

Категориально определённые типы движимых объектов в ведении бюджетных/автономных учреждений характеризуются «особой ценностью». Особо ценное имущество — это такое движимое имущество, которое играет неоспоримо важную роль в деятельности данного учреждения.

 

Общий перечень имущественных категорий, которые могут быть охарактеризованы особо ценными

 

Во-первых, данная категория объектов включает движимость с балансовой стоимостью выше определённого порога в зависимости от типа учреждения.

 

  • Порог для организаций федерального уровня находится в диапазоне 200т.р. — 500т.р.
  • Порог для организаций регионального уровня (собственник имущества — субъект Российской Федерации) находится в диапазоне 50т.р. — 500т.р.
  • Порог для организаций муниципального уровня составляет от 50т.р. до 200т.р.

 

Во-вторых, данная категория включает любое другое движимое имущество, отсутствие которого существенно осложняет профильную деятельность учреждения, делает её невозможной, и/или цена объекта соответствует стоимостному интервалу по соответствующему уровню, указанному выше.

 

В-третьих, экспроприированное/отчуждённое имущество в соответствии с порядком, установленным законодательством. Данный тип подразумевает также и предметы культурного наследия, находящиеся/находившиеся под надзором различных Фондов Рф (Архивный, Музейный, Библиотечный).

 

В зависимости от занимаемого уровня бюджетным или автономным учреждением, особую ценность имущества определяет и регулирует перечень соответствующий орган власти. Для федеральной организации это федеральный исполнительный орган (орган, руководством которого занимается Президент или Правительство Российской Федерации). На региональном уровне порядок устанавливает высший исполнительный орган данного субъекта. Закономерно, на муниципальном уровне данные функции выполняет местная администрация.

 

Нормативно-правовая база

 

Перечень имущественных категорий, сама процедура определения конкретного объекта относительно данного вида имущества, установление его особой ценности определяется главным образом Постановлением правительства №538 от 26 июля 2010 года. Определённые поправки, уточнения, связанные со спецификой данного подразделения, вносят нормативно-правовые акты конкретных ведомств. Так особая ценность движимости объектов, подведомственных МЧС, регламентируется Приказом МЧС №522 от 28 сентября 2016 года. Особая ценность имущества учреждений, подведомственных Министерству Обороны РФ, регламентируется Приказом МО №1912 от 24 декабря 2010 года.

 

Имущество особой ценности учреждений под руководством Министерства Чрезвычайных Ситуаций (МЧС)

 

  • Балансовая стоимость движимости находится в диапазоне от 350т.р.
  • Любое другое движимое имущество, отсутствие которого существенно осложняет профильную деятельность учреждения, делает её невозможной — согласно специфике организаций под данную категорию подводится оружие, специализированные транспортные средства, спец.оборудование, спец.инструменты, инвентарь производства, бронезащита и многое другое
  • Отчуждённые в официально определённом порядке объекты — данный пункт целиком соответствует аналогичному в общем списке категорий, который был представлен выше в тексте.

 

Имущество особой ценности учреждений под руководством Министерства Обороны (МО РФ)

 

  • Балансовая стоимость движимости оценивается в диапазоне от 500т.р.
  • Любое другое движимое имущество, отсутствие которого существенно осложняет профильную деятельность учреждения, делает её невозможной — согласно специфике организаций данная категория включает такое имущество, которое важно для выполнения заданий государства, при этом его балансовая стоимость не рассматривается. Важно отметить, что объекты, приобретённые организацией за счёт средств, вырученных в ходе своего функционирования, не может быть отнесено к категории особой ценности.
  • Отчуждённое в официально определённом порядке имущество.

 

Установкой категории «особой ценности» по отношению к имуществу автономного или бюджетного учреждения занимается бухгалтерия данной организации. Строго необходимо, чтобы в ходе осуществления экспертизы бухгалтер руководствовался актуальным российским законодательством: Федеральными Законами, Правительственными Постановлениями, подведомственными Приказами и прочими НПА (нормативно-правовой акт); в противном случае это чревато достаточно крупными ошибками (учитывая масштаб организации) в оценке имущества, финансовой состоятельности организации в целом.

 

В случаях, если точное местонахождение определённого имущественного объекта неизвестно, ответственным за его поиски объявляется назначенный судебный пристав.

 

Кто определяет категорию ценности имущества?

 

  1. За порядок определения категории движимого объекта , балансовая стоимость которого соответствует диапазону, актуальному для федеральной организации, отвечает федеральный орган исполнительной ветви власти; при этом объект находится в использовании и управлении федерального учреждения, а само учреждение подответственно данному органу власти.
  2. Если речь идёт об определении категории движимого объекта, балансовая стоимость которого соответствует диапазону, указанному для региональных учреждений, то порядок регламентируется высшим органом исполнительной ветви власти на уровне данного субъекта Российской Федерации. При этом организация подответственна данному органу власти. Соответствующий орган, наделённый полномочиями, определяет категории даже в том случае, если цена определена в интервале, который был установлен нормативно-правовым актом данного органа.
  3. Если речь идёт о движимых объектах с балансовой ценой в интервале, актуальном для муниципальных учреждений, которые находятся в ведении муниципалитета, то порядок регламентируется органами местной власти и самоуправления. Данное правило работает и в случае, если речь идёт о цене покупки имущества, которая должна соответствовать тому же диапазону.

 

Конкретные списки и перечни имущества особой важности и ценности определённого учреждения составляются в каждом отдельном случае тем аппаратом, который обладает необходимыми полномочиями, является по отношению к бюджетной/автономной организации учредителем.

 

Выводы

 

В первую очередь важно запомнить, что понятие «особо ценного имущества» гибко, и критерии изменяются вместе с перемещением от одного уровня организации до другого (в рамках вертикальной иерархии, установленной в Российской Федерации). Для каждого ведомства и учреждения существуют свои ценовые интервалы, в которые должен попадать или не попадать объект для отнесения его к следующей категории. Для каждого ведомства также определён круг его полномочий и функций; только являясь учредителем соответствующего по уровню автономного или бюджетного учреждения, только обладая определёнными полномочиями оно может устанавливать стоимостные рамки и регулировать категоризацию объектов.

Инвентаризацией и категоризацией занимаются бухгалтера бюджетного или автономного предприятия; за розыск потерянного объекта или объекта с неустановленным местоположением ответственными определяются назначенные судебные приставы.